Доклад на тему «Нормативно-правовые акты, регулирующие охрану и использование ООПТ регионального значения в целях рекреации»
1. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Законодательство об ООПТ включает комплекс нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, во главе которого находится ФЗ «Об ООПТ», и который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В 2002 году был принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который одной из мер охраны природных объектов установил создание ООПТ, а именно -
1. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
2. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
3. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
Все четыре природных парка Камчатского края: Налычево, Южно-Камчатский, Быстринский и Ключевской включены в Список Всемирного природного наследия ЮНЭСКО в номинации «Вулканы Камчатки» совместно с двумя ООПТ федерального значения.
2. Лесной кодекс Российской Федерации.
Территории ООПТ регионального значения, в том числе, ООПТ регионального значения, управление и охрана которыми осуществляется КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», располагаются на землях лесного фонда, в границах соответствующих лесничеств.
В соответствии со статьей 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Согласно Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности установлено, что виды организации рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Таким образом, законодатель определил основные принципы и правила использования лесов, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе, и в то же время установил особые принципы, касающиеся использования лесов и иных природных ресурсов, расположенных в лесах, если пользование ими осуществляется на ООПТ.
3. Режим особой охраны ООПТ.
ФЗ «Об ООПТ» определил, что для ООПТ устанавливается режим особой охраны.
1) Статьей 21 ФЗ «Об ООПТ»установлен режим особой охраны территорий природных парков, а именно -
1. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.
2. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
3. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
4. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
6. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
2) Режим природных парков «Быстринский», «Южно-Камчатский», «Налычево» утверждены постановлениями Главы администрации Камчатской области от 18.08.1995г. № 192 «О создании природного парка «Быстринский», № 193 «О создании природного парка «Южно-Камчатский», № 194 «О создании природного парка «Налычево» (далее – положения о природных парках).
Режим природного парка «Ключевской» утвержден постановлением Губернатора Камчатской области от 14.12.1999 № 284 «О создании природного парка областного значения «Ключевской» (далее – положение о природном парке «Ключевской»).
Согласно подпунктов 6.4.2, 6.4.4, 6.4.5 пункта 6.4 Положений о природных парках «Быстринский», «Южно-Камчатский», «Налычево», а также подпунктов 5.4.2, 5.4.4, 5.4.5 пункта 5.4 Положения о природном парке «Ключевской» на всей территории природного парка запрещается:
«Проведение коммерческих туров, спортивных и научных экспедиций без согласования сроков и маршрутов с дирекцией природного парка. Устройство биваков и прокладка троп в местах, не согласованных с дирекцией парка. Строительство и организация туристических приютов, лагерей, баз, обустройство маршрутов без разрешения дирекции парка.».
В соответствии с подпунктами 6.8.3, 6.8.4, 6.8.6 пункта 6.8 положений о природных парках «Быстринский», «Южно-Камчатский», «Налычево», а также подпунктами 5.6.3, 5.6.4, 5.6.6 пункта 5.6 положения о природном парке «Ключевской», на всей территории природного парка разрешается:
«Посещение коммерческими туристскими группами с разрешения дирекции парка. Проведение научных экспедиций, геологических съемок, других научно-исследовательских работ по разрешению дирекции парка. Движение на снегоходах по маршрутам, определенным дирекцией парка».
В дополнение к изложенному в соответствии с подпунктом 6.4.10 пункта 6 Положения о природном парке «Налычево», в редакции постановления Главы администрации Камчатской области от 05.07.1996г. № 188 и постановления Губернатора Камчатской от 30.11.2000г. № 290, на всей территории природного парка запрещается:
«Пролет и посадка летательных аппаратов, проезд и стоянка автотранспорта и снегоходов, движение судов и иных надувных транспортных средств, проведение спортивных и научных экспедиций, коммерческих и иных путешествий по территории парка без специальных разрешений дирекции природных парков».
3) Оформление разрешения на посещение территорий ООПТ, подведомственных КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки»,осуществляется Отделом охраныпо адресу нахождения учреждения в г. Елизово, ул. Завойко, д. 33, согласно направленной письменной заявки установленной формы, с использованием почтовой, факсимильной, электронной средств связи. Разрешение выдается под роспись лицу, уполномоченному компанией на получение разрешения, а при заключении договора с КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» - с использованием факсимильной и электронной средств связи согласно условий такого договора.
После получения разрешение на посещение территории ООПТ, подведомственной КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», коммерческой туристской группой, у туристской компании возникает обязанность ознакомить всех туристов группы с правилами поведения на территориях ООПТ, режимом особой охраны. Систематизированы данные правила в приложении к договору.
C авиаперевозчиками, работающими в Камчатском крае, достигнута договоренность о том, что туркомпания сначала обращается в КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» - за оформлением разрешения на посещение территории парка с использованием вертолета (посадка вертолета), а затем предъявляет данное разрешение перевозчику при оформлении заявки на полет.
4) Особенно важным является установленный положениями о природных парках запрет на осуществление видов деятельности, влекущих за собой изменение исторически сложившегося природного комплекса, снижение или уничтожение эстетических и рекреационных качеств территории природного парка.
Исходя из чего, вы должны понимать, что ответственны за каждого туриста при организации и проведении коммерческих путешествий (туров) по территории природных парков.
Практика последних лет показала, что многие туристические компании (а на территории – это гиды, инструкторы и другие представители) и самостоятельные туристы очень недобросовестно относятся к данному требованию режима особой охраны, что, в свою очередь, выразилось в реальном причинении вреда окружающей среде, например, на территории природного парка «Ключевской» вырубается «Мертвый лес», за неимением дров для обеспечения бытовых условий при путешествии по территории парка, разбирается «Каменная поленница» в системе конусов «Плотина» вулкана «Безымянный»,и это уже превратилось в ежегодную традицию, когда туристу хочется на память оставить какой-либо предмет, и никто из представителей туркомпаний не препятствуют этому, и не ведет соответствующую разъяснительную работу.А ведь данные объекты являются памятниками природы регионального значения, для которых законодательством об ООПТ и соответствующим паспортом установлен режим особой охраны, который запрещает совершать в отношении таких объектов любые действия, в результате которых данный объект может быть поврежден или безвозвратно утрачен. Тем острее данный вопрос становится в результате посещений туристическими группаминовых ландшафтных образований в результате извержения 2012 года, когда возрастает риск утраты уникальных природных объектов в результате неправильного (неправомерного) использования даров природы, и соответственнотерриторий природных парков.
КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» убедительно просит Вас в лице Ваших сотрудников, работающих с группами на территориях природных парков, обращать внимание на соответствующие действия туристов и вовремя их пресекать, вести необходимую разъяснительную работу, чтобы предотвратить негативные последствия.
5) На территориях природных парков расположены заказники регионального значения и памятники природы.
А также объекты культурного наследия федерального значения – это памятники археологии эпохи неолита (древние стоянки человека, расположенные на территории природного парка «Налычево», вблизи оз. Налычево и реки островной).
При подготовке функционального зонирования территории природных парков Камчатки перечисленные объекты включены в соответствующие зоны особой охраны, зоны охраны историко-культурных комплексов и т.д., где посещение полностью запрещено или существенно ограничено, в целях сохранения уникальных природных комплексов и объектов, восстановления численности популяций отдельных видов животных и т.п.
Приведенным выше объясняется практическая целесообразность (необходимость) согласования маршрутов путешествия по территории природных парков.
6)Организация туристических приютов, лагерей, баз на территории природных парков согласно установленного режима особой охраны требует наличия разрешения дирекции природных парков, при этом лесное законодательство (Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности) предусматривает, в том числе,необходимость руководствоваться оптимальной рекреационной нагрузкой на лесные экосистемы при соблюдении условий минимизации ущерба лесным насаждениям и окружающей средепри осуществлении рекреационной деятельности.
Размещение временных построек, сооружений, связанных с организацией туристских лагерей, допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями.
Повреждение лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан) как до степени прекращения роста, так и не влекущее прекращение ростадеревьев, кустарников, лиан образует материальный состав АП, предусмотренного статьей 8.28 КоАП РФ, и влечет административную и имущественную ответственность.
Запрещается снятие плодородного слоя почв (или иного поверхностного слоя) в целях выравнивания площадки под установку палаток и прочих сооружений.
7) В границах природных парков функционируют (осуществляют хозяйственную деятельность) различные природопользователи, но мы говорим о рекреационной деятельности на территориях природных парков.
Статьей 41 Лесного кодекса РФ установлено, что на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Поскольку рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, мы вновь возвращаемся к режиму особой охраны природных парков, которым установлено требование о том, что с администрацией (дирекцией) природного парка согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территории природных парков и их охранных зон. Это пункт 6.7 Положений о природных парках «Быстринский», «Южно-Камчатский» и «Налычево», и пункт 5.8 Положения о природном парке «Ключевской».
8) Режим особой охраны государственного биологического заказника «Река Коль».
С сентября 2015 года в состав ООПТ регионального значения, управление и охрана которыми осуществляется КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки», вошел государственный экспериментальный биологический (лососевый) заказник регионального значения «Река Коль», расположенный в Соболевском районе.
Согласно подпунктов 4.1. 4.3. Положения о государственном экспериментальном биологическом (лососевом) заказнике регионального значения "Река Коль", утверждённого Постановлением Губернатора Камчатской области от 25 апреля 2006 г. № 206"Об образовании государственного экспериментального биологического (лососевого) заказника регионального значения "Река Коль" и о создании краевого государственного учреждения "Дирекция лососевого заказника "Река Коль" (далее – Положение о государственном заказнике «Река Коль»)на всей территории Заказника, в том числе запрещается:
«Посещение туристическими группами и физическими лицами территории Заказника по трассе газопровода без согласования с Дирекцией Заказника (кроме должностных лиц организаций, осуществляющих обслуживание газопровода). Неорганизованный туризм и иные формы неорганизованного отдыха.
Дирекция Заказника вправе вводить временные ограничения на посещение отдельных участков на территории Заказника, за исключением зон хозяйственного назначения».
Согласно подпункта 4.4. Положения о государственном заказнике "Река Коль"на территории Заказника в том числе разрешается:
«Организованный туризм по договорам с Дирекцией Заказника».
Территория Заказника может использоваться как в целях организованного отдыха, туризма, так и для любительской и спортивной охоты и рыбалки при наличии соответствующих разрешительных документов и в границах соответствующих охотничье-промысловых и рыбопромысловых участков.
Сроки, маршруты путешествий, места стоянок, используемый для путешествия транспорт подлежат согласованию с КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» в порядке, о котором я рассказала выше.
9) Рубка лесных насаждений.
Согласно действующего режима особой охраны на всей территории природных парков запрещены рубки главного пользования. К рубкам главного пользования относятся сплошные и выборочные рубки, за исключением санитарных рубок, которые осуществляются пользователями лесных участков в соответствии с проектами освоения лесов.По данному основанию на территории природных парков запрещены также рубки лесных насаждения для собственных нужд граждан.
Но Закон Камчатского края от 22 ноября 2007 г. N 691
"Об установлении порядка заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд в Камчатском крае"допускает возможность заготовки гражданами для собственных нужд бересты и хвороста с сухостойных и валежных деревьев.
Хворостом являются срезанные тонкие стволы деревьев диаметром в комле до 4 см, а также срезанные вершины, сучья и ветви деревьев. Хворост делится по длине на две категории: 2-4 м и свыше 4 м.
Сырорастущие деревья для данных целей использовать нельзя.
4. Правила пожарной и санитарной безопасности в лесах.
1) Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417, являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Общие требования пожарной безопасности в лесах:
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
Но, необходимо помнить, что в соответствии с режимом особой охраны, установленным для природных парков, на всей территории природного парка запрещается разведение огня вне специально отведенных для этого мест.
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Требования пожарной безопасности в лесах при осуществлении рекреационной деятельности
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период пожароопасного сезона устройство мест отдыха, туристских стоянок и проведение других массовых мероприятий разрешается только по согласованию с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, при условии оборудования на используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора.
В нашем случае, поскольку природные парки расположены на землях лесного фонда, по согласованию с Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, или подведомственных ему лесничеств.
Требования к пребыванию граждан в лесах
Граждане при пребывании в лесах обязаны:
а) соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, установленные пунктами 8 - 12 настоящих Правил;
б) при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил;
в) принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения.
2) Правила санитарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414, и устанавливают в том числе санитарные требования к использованию лесов. Так,
При использовании лесов не допускается:
а) загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
г) уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;
д) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах;
е) загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами;
ж) иные действия, способные нанести вред лесам.
В лесах запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.
Проведение заготовки живицы, а также заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, елей для новогодних праздников, лесной подстилки), заготовки пищевых лесных ресурсов допускается осуществлять способами, исключающими возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев.
5. Отходы.
Захламление, засорение и загрязнение ООПТ отходами производства и потребления не допускается. Это ведет к возникновению болезнетворных организмов, соответственно к деградации природных комплексов и сообществ, и как следствие к снижению экологических, рекреационных и эстетических качеств территории ООПТ.
Запрет на загрязнение ООПТ регионального значения, расположенных на землях лесного фонда, установлен несколькими нормативно-правовыми актами одновременно. Это – ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об ООПТ», «ФЗ «Об отходах производства и потребления», Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, Положения о природных парках.
Мы призываем Вас к тому, чтобы бытовой мусор, образующийся в результате пребывания группы, и иные отходы Вы эвакуировали самостоятельно, а по-возможности, попутно эвакуировали и обнаруженный мусор на маршруте, в местах стоянок и прочих местах.
6. Режим охраны водоохранных зон водных объектов.
Водный кодекс РФ устанавливает основные требования к охране водных объектов.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Охрана водных объектов осуществляется, в первую очередь, путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения водных объектов, истощения их запасов.
А также установлением водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, для которых установлен специальный режим хозяйствования.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от протяженности от их истока до устья и составляет от 50 до 200 метров.
Ширина водоохранной зоны озера устанавливается в размере 50 метров.
Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров.
В границах водоохранных зон запрещаются (с точки зрения использования территории в рекреационных целях):
а) размещение объектов размещения отходов производства и потребления (захоронение отходов в вырытых ямах, организация выгребных ям – туалетов, и пр.);
б) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
в) размещение складов горюче-смазочных материалов, осуществление мойки транспортных средств;
г) сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
При использовании водоохранной зоны водного объекта в целях размещения временных строений и сооружений, относящихся к объектам рекреации и используемых в соответствующих целях, необходимо принимать во внимание положения статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ"О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", которая устанавливает требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности, и указывает на необходимость согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, такой деятельности.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления установлены постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 г. N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания" и определяют меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые приосуществлении иной деятельности (планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их, а также порядок их осуществления.
Основная доля водных объектов (поверхностных водных объектов) Камчатского края отнесена к водным объектам рыбохозяйственного значения.
Отсюда и перечисленные требования к охране ВБР и среды их обитания, на которые сегодня опирается СВТУ ФАР, требуя наличия согласования при размещении объектов в водоохранных зонах водных объектов.
7. Государственный надзор в области охраны и использования ООПТ.
Согласно внесенных изменений в Закон «Об ООПТ» и КоАП РФ Федеральным законом от октября 2014 года, принятых на региональном уровне нормативно-правовых актов с 2015 года должностные лица КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки» наделены полномочием по осуществлению государственного надзора в области охраны и использования ООПТ на ООПТ регионального значения, и являются на сегодняшний день государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на ООПТ регионального значения.
Правомочия государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на ООПТ регионального значения предусмотрены статьей 34 ФЗ «Об ООПТ», статьей 96 Лесного кодекса РФ, это, в том числе право возбуждать дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции, установленной статьей 23.25, пунктом 33 части 2, пунктом 10 части5статьи 28.3 КоАП РФ, т.е. составлять протоколы об АП, применять меры обеспечения производства по делам об АП, рассматривать дела об АП, выносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, контролировать их исполнение.
8. Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со статьей 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 36 ФЗ «Об ООПТ» вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление. Это есть имущественная ответственность.
Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования указаны в главе 8 КоАП РФ.
Санкция статьи 8.39 КоАП РФ за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей с конфискацией орудий совершения АП и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц – от 15 до 20 тысяч рублей с конфискацией орудий совершения АП и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей с конфискацией орудий совершения АП и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Главой 26 Уголовного кодекса РФ предусмотрены экологические преступления.
А.М. Данилова, начальник отдела охраны природного парка "Вулканы Камчатки"